Микрокредитование

 

Микрокредитование 

 

В последние годы бизнес в сфере микрокредитования и P2P-кредитования набирает все большую популярность. Ниже вы можете ознакомиться с законодательным регулированием микрокредитования и P2P-кредитования в Российской Федерации, Украине и Испании.

Вы можете ознакомиться с законодательным регулированием микрокредитования и P2P-кредитования в Российской Федерации, Украине и Испании.

Если вы хотите получить консультацию по законодательному регулированию данной деятельности в других странах - пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы предоставим вам квалифицированную консультацию.

I. МИКРОКРЕДИТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Микрокредит - один из основных видов микрофинансирования, заключающийся в предоставлении небольших займов людям, которые по разным причинам не имеют доступа к традиционным банковским услугам.

Стоимость микрокредитов обычно в несколько раз превышает ставки по обычным банковским кредитам.

С начала 1990-х годов этот вид деятельности получил распространение, а сам термин стал популярным после появления правдоподобной гипотезы о том, что микрокредитование позволяет очень бедным людям стать микропредпринимателями и тем самым достичь финансовой независимости и устойчивости.

В России микрокредитование является одним из самых распространенных видов деятельности.

В России микрокредитование регулируется как микрофинансовая деятельность, то есть деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право осуществлять микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации по предоставлению микрозаймов (микрофинансированию).

В законодательстве вводятся следующие определения:

  1. Микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, предприятия/учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества для осуществления микрофинансовой деятельности и включенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
  2. Микрокредит или микрозайм - заем, предоставляемый кредитором заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей одного миллиона рублей.

Рынок микрофинансирования в России делится на три основные группы:

1. Кредиты для малого бизнеса.

В основном в этом сегменте работают крупные организации с высоким уровнем капитала. Эффективная процентная ставка по данному виду кредитов составляет в среднем от 20% до 40% годовых.

1.

2. Потребительские кредиты.

В этом сегменте работают компании как с высоким, так и со средним уровнем капитала. Эффективная ставка по данному виду кредитов составляет в среднем от 100% до 140% годовых. Стандартный срок предоставления - от шести месяцев до года.

3.

3. Payday loans (быстрые и краткосрочные кредиты) - это кредиты на небольшую сумму денег и на короткий срок, которые берутся у финансовой компании (кредитора/заимодавца). Такие кредиты выдаются и предоставляются кредитором в кратчайшие сроки. Понятие "payday" означает, что это краткосрочный кредит, обычно на срок до 30 дней. Эффективная процентная ставка по данным видам кредитов варьируется в широком диапазоне - от 450% до 1000% и более годовых. Высокий уровень ставок является объективным, и он учитывает повышенные издержки, связанные с обслуживанием небольших сумм (в абсолютном выражении компания получает небольшую сумму - в среднем от 400 рублей до 5 тысяч рублей по каждому займу), а также высокие риски невозврата из-за отсутствия обеспечения по займам. Стандартный срок выдачи составляет от 5 до 15 дней, а сумма такого кредита в среднем колеблется от 1000 до 15 000 рублей.

Микрокредитование в России регулируется следующими документами:

  1. Приказ Минфина России от 03.03.2011 N 26н "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра микрофинансовых организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2011 N 20891).
  2. Постановление Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" (вместе с "Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам").
  3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2012 г. N 42н "Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических и юридических лиц в виде займов" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2012 N 24300).
  4. .

Ниже приведены требования российского законодательства к порядку создания микрофинансовых организаций.

a. Требования к минимальному размеру уставного капитала микрофинансовой организации

Действующий Федеральный закон от 02.07.2011 № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" не предусматривает специальных требований к размеру уставного капитала.

Положения части 3 статьи 12 Федерального закона устанавливают требование обязательного одобрения сделки в размере 10% и более от балансовой стоимости активов на общем собрании участников (таким образом, имея уставный капитал 10 000 рублей, необходимо одобрить каждую сделку на сумму 1 000 рублей). По экспертным оценкам Российского Микрофинансового Центра (РМЦ), уставный капитал должен составлять не менее 500 000 рублей. В будущем планируется внести поправки в Федеральный закон о минимальном капитале в 5 млн. рублей, но обсуждения идут уже 2 года.

b. Сроки создания компании

Общий срок состоит из срока регистрации юридического лица (например, около 5 дней для ООО) и сроков получения статуса МФО (результат рассмотрения заявки будет представлен в течение 14 рабочих дней после отправки документов. Информация будет внесена в реестр в среднем через 10 дней).

c. Цены (государственные пошлины), обязательные платежи

.

Размер государственной пошлины установлен п. 4.1, ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, и составляет 1 000 рублей.

Согласно п. 4.1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины составляет 1 000 рублей.

При заполнении расчетных документов необходимо указать следующие реквизиты, связанные с уплатой государственной пошлины:

d. Порядок открытия микрофинансовой организации

.

Открыть микрофинансовую организацию имеет право только юридическое лицо. Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Федерального закона, микрофинансовой организацией может называться только организация, внесенная в государственный реестр МФО. Такой статус юридическое лицо приобретает с момента внесения соответствующей записи в реестр. Таким образом, сначала необходимо зарегистрировать юридическое лицо, а после этого подать необходимые документы в ФСФР России для включения в Реестр МФО, причем срок, в течение которого необходимо сделать все вышеперечисленное, в настоящее время законодательно не установлен.

Шаг №1 - Регистрация юридического лица (ООО - самый простой вариант регистрации МФО среди коммерческих организаций)

Необходимыми документами для регистрации ООО являются следующие:

  1. Устав компании.
  2. Решение о создании ООО.
  3. Форма 11001.
  4. Приказ о назначении генерального директора с возложением обязанностей главного бухгалтера.
  5. Заявление о системе налогообложения (общая или упрощенная).
  6. Квитанция об уплате государственной пошлины.
  7. Заявление о выдаче копии устава.

Шаг №2 - Получение статуса микрофинансовой организации

Необходимо представить в Банк России на финансовых рынках следующие документы:

  • заявление о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций;
  • копии учредительных документов юридического лица (устав должен быть нотариально заверен);
  • копия решения о создании юридического лица и об утверждении его учредительных документов;
  • копия решения об избрании (назначении) органов управления юридического лица с указанием их состава на дату представления документов в Банк России;

 

    сведения об учредителях юридического лица по форме, утвержденной Банком России;
  • сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
  • если среди учредителей имеются иностранные юридические лица - выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующего государства происхождения или иной юридический документ, эквивалентный правовому статусу учредителя - иностранного юридического лица (для юридических лиц с иностранными учредителями);

 

    свидетельство о государственной регистрации юридического лица (заверенное нотариально; необязательно предоставлять его с учетом последних изменений в законодательстве, но желательно) и нотариально заверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе (ИНН);
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

Р2Р-кредитование в России

Р2Р-кредитование (также Peer-to-Peer investment или социальный кредит, часто называемый "P2P-кредит") - это способ предоставления денег в долг людям, не связанным между собой или "равным сторонам", без привлечения традиционного финансового посредника, такого как банк или другое обычное финансовое учреждение. Кредиты предоставляются онлайн на сайтах специальных кредитных организаций с помощью различных кредитных платформ и инструментов проверки кредитоспособности.

Кредиторы, предоставляющие кредиты на условиях peer-to-peer, предлагают более узкий спектр услуг, чем обычные банки; в некоторых юрисдикциях банковская лицензия может даже не требоваться. P2p-кредиты финансируются инвесторами, которые самостоятельно выбирают кредиты, которые они хотят финансировать; иногда сотни инвесторов вкладывают средства в один кредит; банки же предоставляют кредиты на деньги своих многочисленных вкладчиков или на деньги, взятые из других источников; у инвесторов нет возможности выбирать кредиты для финансирования. Из-за всех этих различий кредиторы, предоставляющие p2p-кредиты, считаются небанковскими кредитными организациями.

Как и в случае с розничными банковскими услугами, кредиторы, предоставляющие p2p-кредиты, работают напрямую с потребителями, а не с коммерческими организациями или вторичными финансовыми посредниками.

Некоторые кредиторы, предоставляющие p2p-кредиты, например, банки, поддерживающие местные сообщества, и учреждения, предоставляющие альтернативные финансовые услуги, изначально ориентировались на клиентов с низким или средним уровнем дохода, проживающих в районах, недостаточно охваченных финансовыми услугами, выдавая им кредиты, которые они фактически не могли получить в обычных банках. Эта тенденция начала ослабевать, поскольку такие заемщики, как правило, испытывают трудности с выплатой кредитов, а сами кредиторы постепенно стали отклонять подобные заявки на получение кредита.

P2p-кредитование отличается от деятельности кооперативных банков, кредитных кооперативов, сберегательных ассоциаций, строительных сберегательных касс, взаимных сберегательных касс и других подобных небанковских обществ взаимного страхования тем, что кредиторы и заемщики не являются собственниками финансового посредника, им не предоставляется право членства и право голоса при определении финансовых и административных целей организации; роли заемщиков и кредиторов и роль собственника четко разграничены. Заемщики, кредиторы и собственники могут быть совершенно не связаны между собой (будь то местоположение, штат сотрудников, религиозная или профессиональная принадлежность). Текущие расходы покрываются не только за счет взносов клиентов, но и за счет инвестиций частных инвесторов. Такие организации нельзя назвать некоммерческими или неприбыльными, поскольку целью их работы является именно максимизация прибыли.

Вышеуказанная характеристика отличает p2p-кредитование от благотворительных организаций и учреждений, напрямую связывающих доноров и получателей финансирования, от предприятий софинансирования и краудфандинга, которые, как и кредиторы, предоставляющие p2p-кредиты, также создают связи между финансирующими организациями и получателями кредитов, но только на некоммерческих условиях.

P2p-кредитование отличается от микрофинансирования тем, что займы выдаются лицам с подтвержденной кредитной историей; сумма займа может быть больше, чем микрокредит, и хотя залог не требуется, это не означает, что факт его наличия исключен.

В результате автоматизации многих услуг накладные расходы компаний-посредников снижаются, а их содержание обходится дешевле, чем предоставление услуг обычными финансовыми учреждениями. Следовательно, заемщики могут получить деньги под более низкий процент, а кредиторы - более высокую прибыль.

В России появляется все больше сервисов, предоставляющих возможности для P2P-кредитования. Сегодня они представлены: vdolg.ru, credberry.ru, WebMoney, финансовой платформой БезБанка, в 2012 году появился онлайн-сервис Loanberry, а в 2013 году - Fingooroo, главным отличием которого является собственная система разработки рейтингов заемщиков и кредиторов.

Кроме того, в 2012 году появился онлайн-сервис Fingooroo.

Насколько нам известно, перечисленные выше сервисы имеют небольшие показатели по выдаче кредитов по сравнению с европейскими и американскими платформами. В первую очередь, это связано со спецификой кредитной индустрии в целом и, самое главное, наличием кредитных бюро с достоверной кредитной историей у заемщиков.

Чтобы стать участником сервиса P2P-кредитования, необходимо зарегистрироваться на сайте в качестве заемщика или кредитора (займодавца), пройти соответствующую проверку и участвовать в сделках. Деньги в таких сервисах можно переводить с карты на карту в режиме on-line прямо из личного кабинета заемщика или кредитора на сайте. Каждому заемщику присваивается определенный рейтинг, который является основным показателем активности и платежеспособности. Рейтинг заемщика зависит от уровня доверия (объем предоставленной личной информации); деловой активности (количество транзакций на портале); качества погашения кредитов (аккуратность, отсутствие просрочек). Рейтинг может быть снижен в случае нарушения сроков или условий выплат.

Что касается законодательного регулирования деятельности P2P-компаний, то оно регулируется § 1 главы 42 Гражданского кодекса РФ, положения о договоре займа.

Так, согласно ст. 807 ГК РФ, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

По договору займа заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Обязанность заемщика возвратить сумму займа предусмотрена ст. 810 ГК. Заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, предусмотренном договором займа.

В случаях, когда заемщик не возвращает сумму займа, он обязан вернуть ее в срок, предусмотренный договором займа.

В случаях, когда срок возврата не установлен договором или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение тридцати дней со дня предъявления займодавцем соответствующего требования, если иное не предусмотрено договором.

Если иное не предусмотрено договором займа, сумма займа считается возвращенной в момент ее передачи займодавцу или зачисления на банковский счет.

Последствия нарушения заемщиком договора займа предусмотрены ст. 811 Гражданского кодекса.

Если иное не предусмотрено законом или договором займа, в случаях, когда заемщик не возвращает в срок сумму займа, на эту сумму подлежат уплате проценты, размер которых определяется существующим местом жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, банковские проценты на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата заимодавцу независимо от уплаты процентов, предусмотренных договором.

Если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям, то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами.

Согласно ст. 812 ГК заемщик вправе оспорить договор займа по безденежности, доказав, что деньги или другие вещи в действительности не были получены от заимодавца или получены в меньшем количестве, чем указано в договоре.

В случае, если заемщик не получил деньги или другие вещи, то он вправе требовать досрочного возврата оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами.

Если в процессе оспаривания договора займа по безденежности заемщиком будет установлено, что деньги или другие вещи в действительности не были получены от займодавца, договор займа считается незаключенным. Если деньги или вещи фактически получены заемщиком от займодавца в большем или меньшем количестве, чем указано в договоре, договор считается заключенным на эту сумму денег или вещей.

При неисполнении заемщиком предусмотренных договором займа обязанностей по обеспечению возврата суммы займа, а также утрате обеспечения или ухудшении его условий по обстоятельствам, за которые займодавец не отвечает, займодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов, если иное не предусмотрено договором (ст.813 ГК).

Если инвестор P2P-платформы выбрал инвестиционный проект для определенной цели, то согласно ст.814 ГК РФ заемщик обязан обеспечить заимодавцу возможность осуществления контроля за целевым использованием суммы займа. В случае неисполнения заемщиком условий договора займа о целевом использовании суммы займа, а также в нарушение обязательства по контролю за целевым использованием суммы займа, займодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата займа и уплаты причитающихся процентов, если иное не предусмотрено договором. Но чтобы это положение имело юридическую силу, организатор платформы должен опубликовать этот пункт в своих Правилах.

Как бы то ни было, в соответствии с Правилами, заемщик имеет право требовать от заимодавца возврата суммы займа.

Но стоит отметить, что регулирование отношений, возникающих в рамках P2P-микрокредитования, лежит не только в правовой плоскости, но и в морально-этической.

Когда один человек одалживает деньги другому, ключевое значение имеет именно доверие, чувство уверенности в том, что заемщик вернет деньги. Именно поэтому основной сервис кредитных платформ P2P заключается в расчете рейтинга участников, согласно собственной скоринговой модели, и предоставлении рекомендаций о целесообразности кредитования того или иного заемщика. Участники P2P-кредитования могут воспользоваться рекомендациями организаторов платформы или оценить заемщика самостоятельно - на свое усмотрение.

Для эффективной оценки добросовестности заемщиков необходимы специальные статистические инструменты. Скоринговая система анализирует большое количество данных из социальных сетей, информацию об активах, источниках и размерах дохода, социальных связях, выданных и полученных кредитах и т.д.

Скоринговая система анализирует большое количество данных из социальных сетей.

Последней разработкой является внедрение системы психографического тестирования VisualDNA, в которой сканируются личностные характеристики заемщиков, так как доказана взаимосвязь между личностными характеристиками заемщиков и их финансовым поведением. Эта система уже зарекомендовала себя в России.

Участником кредитной сети P2P может стать человек, достигший совершеннолетия, так как речь идет о деньгах.

P2P-платформы сталкиваются с такими проблемами, как просрочка и невозврат кредитов.

Чаще всего - просрочка, когда участник возвращает суммы займа с задержкой из-за отсутствия организации или по другим причинам.

Некоторые P2P-платформы сотрудничают с коллекторскими агентствами по взысканию долгов, некоторые - нет. В принципе, работа с коллекторами - не самый эффективный метод возврата долгов, ведь в рамках P2P-кредитования сумма займов не превышает 1 000 долларов США. А затраты на взыскание долга будут выше, чем сумма самого долга.

Основным методом обеспечения возврата кредита является правильная и эффективная система оценки заемщика. Главная превентивная мера - не давать в долг тому, кто его не вернет. Для нужд оценки кредитного риска целесообразно использовать информацию от коллекторских агентств.

Как работает платформа P2P

Заемщик или кредитор, регистрируясь на сайте P2P-платформы, подавая свои предложения (заявки) на получение или предоставление кредита, размещая свои персональные данные на сайте, и вводя свой уникальный пароль - подписывают Договор об информационных услугах (далее - "Договор"), который имеет статус официальной письменной неограниченной публичной оферты, составленной в соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Приняв данную оферту путем совершения действий, определенных в такой оферте, участник платформы заключает Договор оказания информационных услуг. При этом программно-технический комплекс принадлежит организатору платформы, который обязуется обеспечить информационно-технологическое взаимодействие между кредиторами и заемщиками, а также позволяет Пользователям обмениваться сообщениями (документами), подписанными ЭЦП. Описание и правила использования Системы размещены на сайте Системы.

Условия использования Системы являются неотъемлемой частью Соглашения и обязательны для исполнения пользователями платформы. Электронная подпись (ЭП) - в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи" - соответствует информации, прикрепленной к блоку данных электронного сообщения (документа), состоящему из уникального имени Пользователя, зарегистрированного в Системе.

Соглашение об использовании Системы находится на сайте Системы.

Вход Пользователя в Систему под своим уникальным именем, подтвержденный паролем Пользователя, позволяет Организатору площадки и Получающей стороне однозначно идентифицировать отправителя сообщения (документа) в Системе, а также обеспечить защиту этого сообщения (документа) от подделки. Добавление указанных данных в любое сообщение (документ), оформленное в Системе, осуществляется автоматически, во всех случаях, когда для регистрации этого сообщения (документа) Пользователю необходимо было указать свое уникальное имя и пароль.

.

Все документы (сообщения), оформленные Пользователями в Системе под своим именем и паролем, признаются пользователями и организатором в качестве документов (сообщений), подписанных ЭП, и приравниваются (имеют равную юридическую силу) к бумажным копиям документов.

Определение лица, подписавшего сообщение (документ) в Системе своей электронной подписью, осуществляется и подтверждается организатором на основании уникального имени и пароля, введенных Пользователем.

Также, получив заем на такой платформе, заемщик считается заключившим Договор займа между Кредитором и Заемщиком путем обмена электронными документами (сообщениями), подписанными ЭП, через систему. Порядок заключения договора займа определяется Правилами пользования Системой.

Правила пользования Системой.

Уровень доверия - градусная оценка объема персональных данных, предоставленных Пользователем и задокументированных.

Рейтинг деловой активности - это оценка кредитной истории пользователя на портале платформы.

Кредитная история - это информация о полученных кредитах и история их погашения.

Пользователям, заполнившим все поля Анкеты, обязательные для заполнения Заемщиком, присваивается соответствующий Уровень доверия на основании предоставленных Персональных данных. Организатор платформы имеет право отказать Пользователю в размещении заявок на получение займа без объяснения причин.

Соответствующий уровень доверия присваивается Пользователям на основании предоставленных ими Персональных данных.

Для повышения уровня доверия пользователи могут дополнительно предоставить информацию о своих персональных данных (сканы и/или ксерокопии документов и т.д.)

Информация об уровне доверия Пользователя становится доступной всем Пользователям Системы.

Уровень доверия, присвоенный Заемщику, влияет на параметры доступных Заемщику условий кредитования и их количество.

Уровень доверия Заемщика, присвоенный Системой и подтвержденный Исполнителем, носит исключительно информационный характер, не может рассматриваться как подтверждение фактической платежеспособности Заемщика, и не влечет юридических последствий.

При размещении Заемщиком Заявки на получение займа Организатор размещает информацию о присвоенном данному Заемщику уровне доверия, Рейтинге деловой активности и его кредитной истории по займам, полученным через Систему. Исполнитель вправе устанавливать ограничения на размещение одним Заемщиком Заявок на сумму займов (как отдельного займа, так и комплекта займов). Исполнитель имеет право в одностороннем порядке отменять, изменять и устанавливать новые ограничения на Заявки. Заимодавец осведомлен о наличии и количестве ограничений Заемщика.

В случае, если Заемщик допустил просрочку платежа в соответствии с графиком и Договором займа, Займодавец может обратиться в коллекторские агентства. Выбор агентства доступен в Системе для Кредитора, а также возможность связаться с агентствами и ознакомиться с договором о взыскании долга и другой информацией.

В зависимости от того, какие агентства выберет Кредитор, он может обратиться к ним.

В зависимости от конкретной платформы и конкретного договора публичной оферты, размещенной на сайте платформы, услуги коллектора оплачиваются либо организатором, либо самим кредитором.

Заемщику предоставляется возможность застраховать свои риски потери трудоспособности на время сделки. Для того чтобы оформить страхование по сделке, Заемщик должен отметить соответствующее условие в момент согласования сделки. Страхование по сделке может быть обязательным условием Кредитора - для этого на втором этапе публикации предложения необходимо отметить соответствующее поле. При добровольном страховании Заемщик получает +2 балла к рейтингу.

Как правило, споры по кредитному договору рассматриваются в суде по месту жительства/регистрации ответчика (ст. 28 ГПК РФ). Также стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность, применив правила ст. 32 ГК РФ о договорной подсудности.

Стороны Договора и/или Кредитного договора принимают на себя обязательства и несут ответственность за ненадлежащее исполнение условий Договора и/или Кредитного договора в виде штрафов и иных санкций. В случае ненадлежащего исполнения Заемщиком обязательств по возврату займа и в целях урегулирования отношений Сторон, Исполнитель передает Займодавцу все известные ему персональные данные о Заемщике, а также предоставляет документы, подтверждающие заключение Договора займа, выписку из реестра сделок с указанием номера договора займа, лиц, участвующих в договоре и т.д.

.

Организатор по договору публичной оферты обязан создать кредитные истории всех своих пользователей-заемщиков и передать их вместе с необходимой информацией о заемщиках, кредитных обязательствах и иной информацией, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ "О кредитных историях", в одно или несколько бюро кредитных историй в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, по выбору организатору платформы.

Государственное регулирование Р2Р-кредитования в России

Р2Р-кредитование в России долгое время функционировало вне поля регулирования. Теперь, похоже, за этой сферой деятельности будут пристально наблюдать, вслед за микрофинансовыми организациями.

Кроме того, с июля 2015 года в России действует государственное регулирование R2P-кредитования.

С июля 2015 года Банк России ввел процедуру мониторинга деятельности проектов P2P-кредитования для углубленного изучения процессов, происходящих на рынке, и подготовки предложений по регулированию данного сегмента финансовых услуг.

Решение о сборе и анализе данных было принято по итогам серии встреч с ключевыми игроками рынка P2P-кредитования. Планируется, что сводные результаты мониторинга будут публиковаться на сайте Банка России ежегодно. Став "мегарегулятором", Банк России достаточно последовательно наводит порядок на рынке небанковского кредитования. Уже разработана и реализуется дорожная карта по регулированию рынка МФО и ломбардов, теперь очередь за P2P-кредитованием.

.

На данный момент политика ЦБ РФ в этом направлении направлена исключительно на изучение этого сектора финансовых отношений.

Однако стратегической целью такого регулирования является законодательное введение лицензирования P2P-деятельности и необходимости отчитываться перед Центральным банком, а также введение ответственности для заемщиков.

II.

II. МИКРОКРЕДИТ В УКРАИНЕ

На украинском рынке практически нет программ микрокредитования, которые осуществлялись бы за счет банков. А государственные программы по стимулированию микрокредитования либо не работают, либо финансируются недостаточно. В результате наблюдается сильная зависимость банков от сотрудничества с международными финансовыми организациями и фондами поддержки бизнеса.

Сложившаяся ситуация негативно сказывается на работе банков.

Такая ситуация негативно влияет на стабильность рынка микрокредитования в долгосрочной перспективе. Основными факторами, обусловившими такую зависимость, являются низкая капитализация банков, ограниченная ликвидность в банковской системе и высокая стоимость ресурсов на финансовых рынках.

Оценив ситуацию, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в стране существует значительный дефицит ресурсов.

Оценивая в целом характерные особенности рынка микрокредитования в Украине, мы отмечаем низкий уровень его развития.

В Украине программа финансирования микро-, малого и среднего бизнеса представлена проектом международной технической помощи, инициированным Европейским банком реконструкции и развития, целью которого является содействие развитию новых кредитных продуктов, в том числе для финансирования предприятий в сельской местности и агробизнеса, и увеличение объемов финансирования микро-, малых и средних предприятий в Украине.

Общая информация о программе кредитования ММСП

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) внедрил свою программу по восстановлению массового кредитования микро-, малых и средних предприятий (бизнеса) (далее - ММСП) в декабре 2011 года в Украине.

Кроме того, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) внедрил свою программу по восстановлению массового кредитования микро-, малых и средних предприятий (бизнеса) (далее - ММСП) в Украине.

Цели данной программы направлены на восстановление кредитования реального сектора экономики путем увеличения объемов финансирования ММСП и разработки новых кредитных продуктов, включая финансирование предприятий в сельской местности и агробизнеса.

Таким образом, цели Программы состоят из трех компонентов:

  1. Поддержка восстановления кредитования ММСП, включая предприятия в сельской местности и агробизнесе.
  2. Развитие и разработка новых кредитных продуктов, включая финансирование предприятий в сельской местности и агробизнесе.
  3. Разработка и/или совершенствование технологий кредитования ММСП и управления рисками в банках-партнерах.
  4. Внедрение восстановительных мер, направленных на улучшение качества активов банков-партнеров, в частности, путем снижения уровня просроченных кредитов в кредитном портфеле банка.

Целевые группы и мероприятия Программы ЕБРР

Целевыми группами Программы являются, с одной стороны, микро-, малые и средние предприятия Украины (включая агробизнес), а с другой стороны, украинские коммерческие банки, заинтересованные в получении систематической технической помощи, целью которой является обучение и поддержка этих банков в процессе кредитования микро-, малых и средних предприятий.

В ближайшие планы Программы входит привлечение к проекту новых банков-партнеров и увеличение количества мест выдачи кредитов сегменту ММСП. В период реализации Программы предусмотрено проведение конференций, круглых столов, фокус-групп и т.д. для представителей финансово-банковского сектора Украины и малого бизнеса.

Кроме того, в период реализации Программы планируется проведение конференций, круглых столов, фокус-групп и т.д. для представителей финансового и банковского сектора Украины и малого бизнеса.

Основной целью данных мероприятий будет информирование общественности о состоянии и тенденциях развития сектора ММСП в Украине, обсуждение возможных путей содействия развитию предпринимательства со стороны финансовых учреждений, повышение уровня финансовой грамотности представителей ММСП и содействие установлению более тесного сотрудничества между бизнесом и банковскими учреждениями-единомышленниками.

Исполнителем данной программы является консалтинговая фирма "IPC - Internationale Projekt Consult GmbH", которая реализует и управляет проектом.

Достижения: на сегодняшний день Программа работает практически во всех регионах Украины. Достижения последних лет являются прочной основой для дальнейшего развития кредитной деятельности в регионах Украины, которая призвана обеспечить микро-, малые и средние предприятия Украины длительным и надежным источником финансирования.

Выводы.

За время своего существования Программа выдала более 600 000 кредитов на сумму около 4 600 000 000 долларов США. В тренингах, проведенных консультантами, приняли участие более 4500 банковских специалистов различных уровней и сфер профессиональной деятельности.

Кроме того, в рамках программы были проведены тренинги для банковских специалистов.

Что касается банковского сектора, то сегодня только 1/10 часть банков предоставляет кредиты малому и среднему бизнесу. На сегодняшний день получение микрокредитов на развитие бизнеса в банке - это сложный и длительный процесс, который сопряжен со значительными административными расходами как для банка, так и для бизнеса.

Чрезмерно сложные процедуры и завышенные требования к заемщикам, а также высокие процентные ставки по кредитам противоречат самой природе микрокредитования как доступного, простого и быстрого способа получения кредита. Как правило, малому бизнесу нужны небольшие долгосрочные кредиты с равномерным погашением долга.

По мнению банкиров, жесткий график ежемесячного погашения дает банку возможность взять кредит с покрытием, которое лишь в 1,2-1,4 раза превышает размер кредита (для более крупных кредитов этот показатель выше).

В остальном требования к порядку оформления документов и предоставления покрытия такие же, как и при выдаче крупных кредитов.

Основным недостатком кредитования малого бизнеса являются сложности с "отслеживанием" заемщиков, которые часто работают "в тени" и, по "старой доброй" украинской традиции, ведут двойную бухгалтерию.

В то же время "малое" кредитование имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с "большим", а именно: небольшая сумма кредитов при большом их количестве, что создает возможность диверсификации кредитных рисков.

На сегодняшний день в Украине существует также полулегальная форма финансово-кредитной поддержки предпринимательства через благотворительные фонды, некоторые из которых функционируют при бизнес-ассоциациях. Кредит обычно предоставляется в виде обратной помощи или финансирования, на основе поручительства, гораздо реже - поручительства или залога.

Как правило, в рамках этой схемы предоставляется кредит.

Эта схема вроде бы легальна (средства перечисляются через банковские счета), но учитывая особенности в оплате за кредит (предполагается, что это "благотворительный" взнос в фонд) или в сфере обеспечения возврата кредита, поэтому данную процедуру микрофинансирования можно отнести к полулегальному кредитованию. Возврат займов составляет 100%. Такой механизм распространен для малого бизнеса, особенно в депрессивных регионах.

В Украине закон "О микрофинансировании" действует в отношении малого бизнеса.

В Украине сегодня действует Закон "О кредитных союзах", хотя он все еще неэффективен для целей микрофинансирования.

<Однако последние два десятилетия ознаменовались появлением новых эффективных методик предоставления микрофинансовых услуг, особенно микрокредитования, в том числе и в Украине. Пионерами большинства этих инноваций являются неправительственные организации, для которых не существует официального законодательства, позволяющего им заниматься финансовым посредничеством.

Государственные структуры, доноры и практики во многих странах сейчас говорят о новых правовых структурах для микрофинансирования. Речь идет о P2P-кредитовании.

Р2Р-кредитование в Украине

В первую очередь, Р2Р-кредитование - это прямая выдача кредитов заемщикам от вкладчиков без участия какого-либо банка. Другое известное название этого вида операций - peer-to-peer lending, то есть без привлечения третьих лиц.

Первоначально такая услуга появилась в США, где были придуманы первые p2p-сайты. А через некоторое время эта отработанная схема была адаптирована к украинским рынкам.

Принцип работы.

Принцип работы любого p2p-сервиса прост. Инвесторы (кредиторы) и потенциальные заемщики (ими могут быть как физические, так и юридические лица) собираются на виртуальной площадке - сайте. Каждый пользователь платформы зарегистрирован в системе, что позволяет исключить риск мошеннических действий, так как проводится комплексная проверка предоставленных данных.

Следующим шагом является разделение на группы в соответствии со специальным кредитным рейтингом. Инвестор-кредитор может самостоятельно определить, на каких условиях он готов выдать заемщикам деньги в кредит, а заемщик может выбрать для себя подходящие характеристики.

Кредитная система организована таким образом, что в случае, если у заемщика есть возможность получить деньги в кредит, он может выбрать подходящие характеристики.

Система организована таким образом, что вкладчики могут самостоятельно просматривать все заявки от "клиентов", а также самостоятельно принимать решения.

Вкладчик может перевести кредитные средства на карту заемщика или на счет электронных денег, в зависимости от конкретной системы и ее требований.

Интересной особенностью многих подобных сервисов является то, что каждый инвестор может предложить не всю сумму для кредита, а только ее часть, установив при этом желаемый процент. Если необходимая заемщику сумма собрана - проводится сделка и заключается договор с каждым из кредиторов, участвующих в займе.

Когда заемщик набирает необходимую ему сумму - происходит сделка и заключается договор с каждым из кредиторов, участвующих в займе.

Преимущества и недостатки P2P-кредитования

P2P-кредитование выгодно для обеих сторон процесса. Клиент получает значительно более низкую процентную ставку, поскольку отсутствует банк-посредник. Доход кредитора за счет этого также повышается. Скорость получения кредита привлекает заемщиков.

Несмотря на то, что регистрация и предоставление документов все равно требуются, одобрение и получение кредита происходит быстрее, причем вам даже не придется выходить из дома, так как все договоры заключаются на сайте путем акцепта публичной оферты.

Почти во всех системах P2P-кредитования кредиторы делятся на новичков и профессионалов. Участие во многих биржах доступно даже тем, кто не располагает большой суммой. Это позволяет зарабатывать в системе даже с минимальными вложениями, например, благодаря коллективному кредитованию.

В Украине p2p-системы делают только первые шаги, поэтому у них еще есть ряд недостатков и недоработок. Кроме того, недостаток доверия со стороны новичков. Инвесторы боятся вкладывать деньги в малоизвестные кредитные продукты, а граждане с опаской относятся к подобным онлайн-кредитам.

Кредиторы не имеют достаточной безопасности, несмотря на действия организаторов сервиса. В частности, бывают ситуации, когда инвестор вынужден ждать действий от должников, которые не возвращают кредит в срок. Таким образом, теряется актив и время.

Механизм возврата еще не отработан должным образом, хотя система требует предоставления документов. На практике инвестору часто приходится самостоятельно прибегать к помощи коллекторов.

Пионеры P2P-кредитования в Украине

Первой P2P-платформой в Украине стал новый финансовый сервис Credery, запущенный компанией VEXE Innovation Ventures. Платежи между пользователями происходят через систему электронных денег Monexy, которая также принадлежит IVEXE.

Кредери - это новая P2P-платформа.

Основная идея сервиса заключается в том, что вы размещаете заявку на кредит и срок, на который вы хотите взять кредит (но не более 90 дней), определяете процент, который вы готовы заплатить, и ждете, готов ли кто-то дать вам в долг.

Следом за ним идет сервис Credery.

После этого в 2013 году был создан проект simzirok.com с целью дать возможность частным лицам свободно инвестировать свои средства в прибыльные проекты для получения дополнительной прибыли от выданных кредитов.

Так же, для заемщиков, которые стремятся взять деньги в долг и не хотят обращаться в банк, это возможность найти средства на свои цели (покупка оборудования, оплата обучения, открытие собственного бизнеса, семейный отдых, оплата медицинского обслуживания и т.д.) с более низкими процентными ставками, чем предлагают сегодня банки.

Участником проекта "Sim Zirok" может стать каждый, кто зарегистрировался на сайте и заполнил анкету. Минимальная сумма инвестиций для пользователей составляет 10 грн, а максимальная - 16 000 грн. Процентная ставка определяется как заемщиком, так и инвестором и может составлять от 0 до 100 и более процентов. Максимальный срок кредитования составляет 18 месяцев.

Законодательное регулирование Р2Р-кредитования в Украине

На сегодняшний день отношения между инвесторами и заемщиками, возникающие в рамках Р2Р-платформ, регулируются § 1 "Заем" главы 71 Гражданского кодекса Украины и не имеют другого специального законодательного регулирования.

Согласно ст. 1046 Гражданского кодекса Украины, по договору займа: одна сторона (займодавец) передает второй стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные соответствующими признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество вещей того же рода и качества.

По договору займа, размещенному в сети Интернет, заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество вещей того же рода и качества.

Договор займа, размещенный на сайте платформы, является публичным договором (ст. 633 Гражданского кодекса Украины): публичным является договор, по которому предприниматель обязуется продать товар, выполнить работу или оказать услугу любому обратившемуся к нему лицу (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, медицинское обслуживание, гостиничное, банковское обслуживание и т.п.).

По форме публичной офертой может быть любой документ, содержащий существенные существенные условия будущего договора с явно выраженным намерением лица, делающего предложение, заключить договор с адресатом (адресатами), который принимает это предложение, например, оферта - это проект договора, направляемый будущему контрагенту, оферта - это опубликованный договор в средствах массовой информации, Интернете.

Оферта выражает волю только одной стороны, направившей проект договора, а договор заключается по воле обеих сторон. Поэтому решающее значение имеет ответ лица, получившего оферту, о согласии заключить договор. Акцептом могут быть признаны определенные действия контрагента (Заказчика) по договору (оплата, совершение указанных действий, например, регистрация на сайте, снятие денег с банковской карты, получение информации и т.д.)

.

Для того чтобы договор был признан заключенным, необходим полный и безоговорочный акцепт, то есть согласие лица, получившего публичную оферту, заключить договор на условиях, предложенных в оферте (проекте договора). Таким образом, все существенные и значимые положения договора займа в обязательном порядке должны быть опубликованы на сайте платформы, а также Правила ее работы.

.

Для признания договора заключенным достаточно совершения действий, признанных в проекте договора акцептом.

Что касается ответственности организатора платформы, то она никак не регулируется законом и может быть определена только в публичной оферте, размещенной на сайте платформы. Как правило, организаторы не берут на себя никакой ответственности, и в лучшем случае обязуются проверить добросовестность и платежеспособность заемщиков, а также установить достоверность персональных данных, указанных ими при регистрации. Кроме того, организаторы P2P-платформ обязаны составлять кредитные истории заемщиков и отправлять их в Бюро кредитных историй.

Таким образом, имея на руках кредитную историю заемщика, организаторы могут получить его в Бюро кредитных историй.

Таким образом, сделав акцепт, оферта является юридически заключенным договором.

Также закон обязывает инвесторов, которые являются физическими лицами, декларировать свои доходы, полученные от предоставления кредитов, а которые являются юридическими лицами - платить корпоративный подоходный налог.

Финансирование P2P-компаний

Основная статья расходов P2P-бизнеса - разработка и запуск программного обеспечения. Ориентировочный запуск проекта в режиме бета-тестирования происходит через 3-6 месяцев после получения инвестиций. Оптимальная производительность достигается примерно через год после запуска платформы. Ожидаемый доход в этот период составляет около $ 1 000, и в дальнейшем он будет только расти вместе с количеством пользователей ресурса. Достаточная сумма инвестиций для стартапа составит $ 20 000.

Ожидаемый оборот средств - около $ 100 000 в месяц. На данный продукт есть спрос как со стороны инвесторов, так и со стороны заемщиков.

III. МИКРОКРЕДИТ (P2P-ЛИДИНГ) В ИСПАНИИ

В течение последних нескольких лет экономическая и финансовая ситуация в Испании остро нуждалась в микрофинансировании.

Представители малого и среднего бизнеса были очень заинтересованы в организации профессиональных финансовых учреждений, деятельность которых будет направлена на поддержку стартапов и оказание помощи тем, кто хочет развивать свой малый бизнес, но не может получить финансирование от банковских учреждений из-за отсутствия финансовых и имущественных гарантий

.

Также проблемой для большинства жителей Испании долгое время было то, что многие люди в Испании, желающие начать собственный бизнес, не имели финансовой базы для запуска своего стартапа. Сегодня микрокредитование действительно помогает жителям Испании.

Испанский сектор микрофинансирования сильно пострадал от сберегательных касс. Тогда пик микрофинансирования в Испании пришелся на 2009 год, финансовыми учреждениями было выдано 5 172 микрокредита на сумму почти 46 600 000 евро.

Как бы то ни было, простое микрокредитование в Испании является очень полезным.

Но, тем не менее, простое получение денежных кредитов с целью вложения их в свой бизнес - это не совсем то, что действительно нужно предпринимателям в Испании. Испанские эксперты в области финансирования считают, что помимо наличных денег, малый и средний бизнес в Испании нуждается в поддержке и консультациях со стороны специализированных финансово-кредитных организаций. По мнению экспертов, самое большое отличие микрофинансовой организации от традиционного финансового учреждения (банка) заключается в том, что первая преследует социальную цель.

Кредитно-финансовые организации в Испании - это организации, занимающиеся микрофинансированием.

Кредитно-финансовые организации (КФО) также смогут помочь в обучении начинающих предпринимателей, помочь им в развитии бизнеса.

С целью реализации социальной цели КФО в сентябре 2010 года было проведено Первое национальное собрание по микрофинансированию, организованное Foro de MicroFinanzas. Участники встречи неоднократно вносили законопроекты в Парламент Испании, однако в последующие годы в начале 2015 года был сделан первый шаг к реализации идеи создания института микрофинансовых организаций.

Кроме того, в начале 2015 года был сделан первый шаг к реализации идеи создания института микрофинансовых организаций.

27 апреля 2015 года в Испании был принят Закон № 5/2015, направленный на расширение доступа к финансированию для малых и средних предприятий (МСП). Цель закона - предоставить МСП доступ к более гибкому финансированию. Данный закон регулирует такие методы небанковского финансирования, как краудфандинг, который представляет собой коллективное сотрудничество людей (доноров), добровольно объединяющих свои деньги или другие ресурсы вместе, обычно через Интернет, для поддержки усилий других людей или организаций (получателей) и краудлендинг (финансирование толпой, когда люди, нуждающиеся в займе, регистрируются на специализированных сайтах, а частные инвесторы выбирают заемщика для вложения средств в его проект), благодаря чему прямые инвестиции могут быть получены через Интернет.

Краудлендинг - это прямые инвестиции, которые можно получить через Интернет.

Вышеуказанный закон внес изменения в ряд испанских законов. На законодательном уровне было прописано право кредитных и финансовых организаций осуществлять микрофинансирование посредством использования P2P-платформ.

Поправки затронули ряд испанских законов.

Поправки затронули как корпорации (SAS), так и общества с ограниченной ответственностью (SLS) как наиболее распространенные формы испанских обществ с ограниченной ответственностью. Поправки были внесены в Закон о компаниях (испанский сводный текст Закона о капитальных компаниях), принятый Королевским декретом 1/2010 от 2 июля (Закон о компаниях), и Закон о рынке ценных бумаг (Закон 24/1988 от 28 июля, Закон о рынке ценных бумаг или Закон о ценных бумагах), а также в ряд других нормативных правовых актов.

Закон 5/2015 был принят на законодательном уровне.

Закон 5/2015 также регулирует секьюритизацию и выпуск облигаций.

Ниже приведены основные положения закона, регулирующие микрофинансовую деятельность в Испании.

Испанская биржа ценных бумаг (CNMV) была наделена функциями государственного органа, ответственного за надзор, проверку и применение санкций к проектам, финансируемым через P2P-платформы.

В законе были установлены минимальные минимальные требования к финансированию проектов, финансируемых через P2P-платформы.

Законом установлено, что минимальный размер уставного капитала для создания краудфандинговой платформы (P2P-платформы) составляет €60 000. При этом уставный капитал должен быть полностью оплачен.

Кроудфандинговая платформа (P2P-платформа) должна быть полностью оплачена.

Требования к отчетности таких платформ ограничены, и единственным требованием является то, что информация на сайте платформы должна быть общедоступной.

Суммы, которые могут инвестировать профессиональные или зарегистрированные инвесторы, увеличились с 2 млн евро до 5 млн евро. Ограничения для незарегистрированных инвесторов увеличились с € 6 000 до € 10 000 в течение одного года.

Закон ввел ограничения для незарегистрированных инвесторов.

Закон наложил ограничения на кредитные банковские учреждения, так они обязаны сократить объем финансирования малого и среднего бизнеса не менее чем на 35%, чтобы дать возможность развиваться специальным финансовым кредитным учреждениям.

Закон уточняет и регулирует требования к финансово-кредитным учреждениям, а также к их деятельности. Наиболее важные из них приведены ниже.

Деятельность финансовых кредитных организаций будет регулироваться Законом 5/2015, а в той части, в которой она не регулируется данным законом, - положениями законов, применимых к кредитным организациям;

Министерство экономики и конкуренции уполномочено регистрировать (создавать) финансово-кредитные учреждения. Но предварительно такая регистрация должна быть согласована с Банком Испании.

Гибридные учреждения (включая финансовые кредитные организации, которые также предоставляют платежные услуги или выпускают электронные деньги) должны иметь уникальное название для платежной системы или системы электронных денег и получить соответствующее разрешение.

Согласно Закону 10/2018, они должны быть зарегистрированы в качестве платежной системы или системы электронных денег.

Закон 10/2014 применяется к вопросам платежеспособности. Закон 5/2015 создает прямое исключение из соблюдения конкретных обязательных требований для кредитных организаций. В частности, финансово-кредитные учреждения не обязаны готовить общий план технико-экономического обоснования, а также соблюдать требования к ликвидности, установленные в части 6 Регламента (ЕС) № 575/2013 Европейского парламента и Совета от 26 июня 2013 года в отношении требований к кредитным учреждениям и инвестиционным компаниям. Тем не менее, финансово-кредитные учреждения должны поддерживать достаточный объем ликвидных активов для удовлетворения ликвидности своих обязательств и избегать дисбаланса, который может поставить под угрозу их финансовое положение.

Краудфандинг

Новизна Закона 5/2015 заключается в том, что он регулирует краудфандинговую деятельность, ранее не оговоренную ни в одном законодательном акте Испании.

Согласно разъяснениям Европейской комиссии от 03.10.2013, озаглавленным "Краудфандинг в ЕС - изучение добавленной стоимости потенциальных действий ЕС", краудфандинг - это новый альтернативный финансовый подход, реализуемый через Интернет. Он напрямую связан с теми, кто может предоставить кредит или инвестировать деньги для тех, кто нуждается в финансировании проекта.

Таким образом, краудфандинг - это новый альтернативный финансовый подход, реализуемый через Интернет.

Таким образом, это прямая форма инвестирования, когда заемщик или владелец бизнеса объявляет о проекте и конкретных финансовых потребностях через IT-платформу в Интернете, предлагая третьим лицам возможность инвестировать в проект за вознаграждение.

Как правило, владелец проекта должен иметь конкретную цель финансирования, которая должна быть реализована в течение ограниченного времени. Если указанная цель не достигнута, владелец проекта должен вернуть все деньги, вложенные в проект.

Как правило, в проекте участвуют три стороны.

В краудфандинге всегда есть три стороны:

  • владелец проекта (обычно физическое лицо, но иногда это может быть и юридическое лицо), у которого есть предпринимательская идея, реализация которой требует финансирования;
  • инвесторы, которые хотели бы получить финансирование.
  • инвесторы, которые хотели бы принять финансовое участие в проекте с целью его реализации;
  • платформа, предоставляющая услуги по предоставлению коммуникационных возможностей на сайте, где владелец проекта может объявить о своем проекте и получить инвестиции.

Закон 5/2015 рассматривает краудфандинг в трех аспектах: 1) законодательно установленные требования к краудфандинговым платформам; 2) авторизация и регистрация деятельности платформ; 3) правила, применяемые к каждой из трех сторон, участвующих в краудфандинговых отношениях, включая запрет на деятельность и правила защиты неквалифицированных инвесторов.

Закон 5/2015 рассматривает краудфандинг в трех аспектах.

Правовое регулирование деятельности краудфандинговых платформ

Краудфандинговые платформы определяются Законом как компании, уполномоченные осуществлять деятельность в Испании, и их деятельность заключается в предоставлении (размещении) ссылок на веб-сайте (или с помощью других электронных средств) на многочисленные предложения физических и юридических лиц в обмен на доход. Эти лица являются инвесторами, а физические или юридические лица, нуждающиеся в финансировании, - "владельцами проектов".

Компании, которые нуждаются в финансировании, являются "владельцами проектов".

Компании, которые заинтересованы в финансировании исключительно для пожертвований, торговли товарами или услугами, а также те, кто заинтересован в займах "без намерений", не могут быть пользователями платформ в соответствии с законом.

Для компаний, являющихся пользователями платформ, установлены ограничения на деятельность, а также на сумму полученных (предоставленных) инвестиций.

Устанавливаются конкретные ограничения на способы, с помощью которых платформы могут финансироваться (только путем выпуска акций акционерных обществ, облигаций или других долевых ценных бумаг, выпуска акций общества с ограниченной ответственностью и займов в соответствии с Законом 5/2015), использовать предоставленные средства (только для бизнеса, образовательных целей или для конечного пользователя), а также на услуги, которые могут предоставляться платформами (в первую очередь - маркетинговые и коммуникационные услуги, но не инвестиционные услуги).

Согласно Закону 5/2015, в соответствии с Законом 5/2015, платформы могут предоставлять услуги, которые не могут быть использованы в качестве инвестиций.

Авторизация и регистрация

Деятельность краудфандинговых платформ подлежит утверждению Национальной комиссией рынка ценных бумаг и должна быть зарегистрирована в специальном реестре Национальной комиссии рынка ценных бумаг, созданном специально для этой цели в порядке, установленном Законом 5/2015.

.

Национальная комиссия по рынку ценных бумаг совместно с Банком Испании уполномочены осуществлять надзор, проверку и мониторинг поведения платформ, а также пользователей (физических или юридических лиц), нарушающих Закон 5/2015.

К работе платформы предъявляются особые требования. Эти требования включают в себя соблюдение определенных финансовых требований (уставной капитал, взаимозаменяемые и комбинированные виды гарантий, а также различные уровни минимальных активов, размер которых зависит от объема привлеченных средств).

Законодательная база, регулирующая требования к владельцам проектов и к проектам

Владелец проекта должен быть зарегистрирован или проживать в Испании или в стране-члене Европейского союза, не должен быть ликвидирован на основании законодательства о несостоятельности и не должен отбывать наказание за преступление или правонарушение в отношении активов компании, в социальной и экономической сфере, против государственной казны, касающееся общественной безопасности и отмывания денег

.

Платформа должна определить финансируемую цель и сроки для каждого проекта. Если финансируемая цель (или, в некоторых случаях, 90% цели) не будет достигнута в установленные сроки, все средства должны быть возвращены. Если привлеченные средства превысили главную цель, то избыточные суммы должны быть возмещены инвесторам.

Максимальная сумма средств, привлекаемых для реализации одного проекта в рамках одной платформы, составляет 2 000 000 евро. В случае, если проект направлен на квалифицированного инвестора (как определено в следующей главе), максимальный лимит может составлять 5 000 000 евро.

Максимальный лимит может составлять 5 000 000 евро.

Платформа должна обеспечивать полноту размещенной на ней информации и публиковать всю другую важную информацию, имеющуюся в связи с проектом или владельцем проекта. Тем не менее, владелец проекта является стороной, ответственной перед инвесторами за всю предоставленную информацию.

Проекты могут быть структурированы как займы или как выпуск ценных бумаг. Проекты, основанные на займах, не могут включать ипотечные гарантии в виде жилья собственников проекта и должны предоставлять информацию о существенных условиях займа.

В случае проектов, основанных на займах, инвесторы должны нести ответственность за все предоставленные сведения.

Для проектов, основанных на выпуске ценных бумаг, инвесторы должны быть проинформированы об основных данных о компании-эмитенте и выпущенных ценных бумагах. Кроме того, в уставе владельца проекта должны быть прописаны определенные права акционеров.

Защита инвесторов

Закон 5/2015 говорит о квалифицированных и неквалифицированных инвесторах, различая их, прежде всего, на основании доказанной экономической состоятельности, а также - в некоторых случаях - на основании данных об инвесторе, предоставляемых им при регистрации, независимо от того, выражает он/она желание считаться квалифицированным инвестором или нет. Если заем предоставляется физическому лицу, то краудфандинговая платформа оценивает добросовестность клиента на индивидуальной основе.

Краудфандинговая платформа оценивает добросовестность клиента на индивидуальной основе.

Неквалифицированным инвесторам запрещено вкладывать более 3 000 евро в каждый проект, а также более 10 000 евро в общей сложности в год в проекты, опубликованные в рамках одной краудфандинговой платформы.

Кроме того, на сайте платформы должно быть опубликовано предупреждение о конкретных рисках, связанных с инвестициями.

И наконец, правила защиты прав потребителей и защиты конечных пользователей должны присутствовать в договорных отношениях между владельцами проектов и инвесторами, точно так же, как и в отношениях между платформами и владельцами проектов, в случае, если владелец проекта считается потребителем.

Успешным примером действующей системы P2P-кредитования в Испании является краудфандинговая платформа для инвестирования в малый и средний бизнес - MytripleA. Она начала сотрудничать с Испанской конфедерацией малого и среднего бизнеса.

Краудфандинговая платформа для инвестирования в малый и средний бизнес - MytripleA.

MytripleA - единственная испанская платформа однорангового кредитования, получившая лицензию Банка Испании. Платформа предоставляет информацию об обеспеченных и необеспеченных кредитах для местных малых и средних предприятий. MytripleA является частью процветающей семьи GLI Finance. В апреле GLIF инвестировал 445 500 евро в испанские кредиты в обмен на 9,9% от прибыли компании.

Еще одним примером краудфандинговой платформы может служить система предоставления P2P кредитов Viventor, основанная компанией Prestamos Prima. Это новая платформа, запуск которой ожидается осенью 2015 года.

Краудфандинговая платформа будет предоставлять кредиты в рамках программы P2P.

Эта платформа будет доступна исключительно для инвесторов-резидентов ЕС и предоставит возможность инвестировать кредиты, обеспеченные ипотекой. Такие условия были разработаны платформой в связи с тем, что основатели платформы стараются обеспечить безопасность инвесторов.

Когда платформа будет запущена, она будет доступна исключительно резидентам ЕС.

Юристы компании Law&Trust International предоставят вам квалифицированную консультацию в области юридической поддержки микрокредитования и P2P-кредитования, зарегистрируют вашу компанию для ведения бизнеса и откроют банковский счет для компании в любой интересующей вас юрисдикции, подготовят для вас бизнес-план, а также индивидуально разработанные Соглашения и Правила или Условия для размещения на сайте вашей P2P-платформы.

Наши специалисты готовы обеспечить полное юридическое сопровождение вашего бизнеса в сфере микрокредитования и P2P-кредитования "под ключ"! Обратитесь к нам, и вы получите квалифицированные услуги с минимальными затратами!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Руководство по микрозаймам

Микрозайм

Микрофинансирование